Герой Берлинского подполья.
Давно отгремели последние военные залпы. Но память народа, как святыня хранит подвиги героев, павших в борьбе с фашизмом. И до сих пор отыскиваются новые имена, следы тех, кого раньше считали пропавшими без вести.
Одним из таких героев был брат моего дедушки Чемоданов Иван Степанович.
Родился он в 1923 году в селе Головинская Варежка. Обучался в средней школе села Каменки, Каменского района, Пензенской области.
После окончания школы-десятилетки учился в Оренбургском медицинском училище.
По окончании медицинского училища был призван на фронт.
Дома получили от сына первое письмо в котором он сообщал, что является военным фельдшером.
Родители получили потом от Ивана ещё несколько писем, но вскоре связь с ним прекратилась. Потом 9 апреля 1943 года пришло извещение из воинской части о том, что их сын пропал без вести 28 декабря 1942 года.
Степан Сергеевич и Мария Васильевна пребывали в ужасном состоянии, когда узнали об этом.
А Иван тем временем попал в гитлеровский плен, сумел бежать из лагеря военнопленных, а затем попал в гражданский лагерь, где был вскоре втянут в антифашистскую группу берлинского подполья.
Однако об этом не знали родители Ивана. Шли годы, но они не смогли стереть их надежду. Ведь были случаи, когда находились не только пропавшие без вести, но и те, кого считали погибшими.
После окончания войны родители посылали запросы в Министерство обороны и узнали, что их сын был членом антифашистской группы.
Их было четверо – Писов, Чемоданов, Краснов и Кузнецов. Вместе с членами подпольного комитета, созданного для борьбы с фашистами, они ездили в различные лагеря иностранных рабочих, в самом Берлине распространяли листовки, приобретали оружие, доставляя к указанным местам.
Подробно о деятельности советских патриотов в самом логове фашистского зверя рассказывали в статье «Товарищи в борьбе», напечатанной в «Комсомольской правде». В данной статье была упомянута фамилия Чемоданова со ссылкой: «Кажется из Пензы». Когда газета попала к родителям Ивана они попросили коммуниста Князихина В. Н. установить связь с Писовым, оставшимся в живых. Василий Никанорович зашёл в редакцию районной газеты. Её сотрудница З. Н. Ермакова написала письмо в «Комсомольскую правду» с просьбой прислать адрес Алексея Кузьмича Писова. Также она послала краткую записку и фотографию И. С. Чемоданова в город Горький, где проживал Писов.
Вслед за ним по указанному адресу родители отправили своего сына Михаила. Именно там и узнаются все подробности.
Алексей Писов, как и Иван Чемоданов бежал из гитлеровского плена. В лагере для «восточных рабочих», находившемся в южной части «Берлина» – Мариенфельде, они познакомились со своими товарищами – офицером Красновым, офицером-разведчиком Кузнецовым и другими. Работали они на большом военном заводе «Даймлер-Бенц». Помочь устроиться им помогли новые товарищи – немецкие антифашисты, снабдив их поддельными документами.
Антифашистская группа, в которую входил Чемоданов, называлась группой Рудольфа. Рудольф – подпольная кличка руководителя группы В. А. Истомина. Подпольщики распространяли нелегальные листовки среди немецких и иностранных рабочих в Берлине и других городах Германии. Листовки были написаны на пяти языках – немецком, французском, польском, чешском и итальянском, они призывали к борьбе против фашизма и несправедливости, подробно рассказывали о положении на Восточном фронте. Листовки получали в ресторане «Медведь» у немецкого коммуниста Франца Гофмана и советского офицера Белоусова, которые были членами подпольного центра, осуществлявшего руководство деятельностью антифашистских групп.
По словам А. К. Писова, Иван Чемоданов и его товарищи по подпольной работе не только распространяли нелегальные листовки среди иностранных рабочих, находившихся в гражданских лагерях, но и по поручению комитета избавлялись от фашистов и их пособников, занимались доставкой оружия в условленные места.
По заданию Центра Чемоданову приходилось много ездить по Германии. Было всё: и удачи, и ситуации, близкие к провалу. Но в критических условиях никто не падал духом. Силы всем придавала горячая любовь к Родине и ненависть к фашизму.
В сентябре 1943 года Чемоданов, Писов и французский антифашист Луис получили от подпольного комитета ответственное задание: убить фашистского палача Степанова.
В районе местечка Претгено находились лагеря французских военных и восточных рабочих – советских и польских граждан, вывезенных фашистами для работы на Германию. Именно здесь был опознан бывший белогвардеец, киевский фабрикант Степанов, в двадцатые годы бежавший из родных мест. В период Великой Отечественной войны он превратился в пособника фашистов, виновного в гибели сотен советских граждан. Нужно было немедленно избавиться от него.
С помощью коменданта лагеря, немца Эмиля, который впоследствии стал большим другом берлинского подполья, Чемоданову, Писову и Луису удалось уничтожить, применив холодное оружие, не только ярого врага Степанова, но и ещё трёх опасных и хитрых агентов гестапо. Вот как это было.
Накануне Эмиль сообщил, что с фронта едет подполковник СС, наследник поместья Претгено. Его будут встречать управляющий, агент гестапо Мюллер и другие.
В девять часов вечера подполковник СС, управляющий Мюллер, агент гестапо Степанов и кучер ехали в Претгено из Котбуса. Когда Эмиль по просьбе подпольщиков вышел им навстречу, чтобы отдать приветствие, кучер остановил лошадей. Во время рукопожатий Чемоданову с товарищами удалось уничтожить фашистов и пособника. Кучер попытался скрыться. Этого нельзя было допустить: он хорошо знал коменданта Эмиля и мог выдать его. Чемоданов догнал кучера и ликвидировал его. У подполковника СС, прибывшего с восточного фронта, нашли ценные материалы и документы, которые в дальнейшем пригодились для разоблачения некоторых фашистских замыслов.
В последний раз А. К. Писов встречался с Чемодановым в феврале 1944 года. Чемоданов, Кузнецов и ещё две девушки по заданию подпольного антифашистского комитета выехали во Францию для связи с местными партизанами. Видимо, в дороге они были схвачены гитлеровцами.
В одном из писем родителям Ивана Чемоданова А. К. Писов писал: «Я всегда надеялся, что сын ваш останется в живых. Он был молчаливый, вдумчивый, в трудных ситуациях действовал всегда хладнокровно. А там, вероятно, случилось так, что не было возможности для спасения…»
Не пропал без вести Иван Чемоданов. Родина знает о его борьбе в тылу врага. Он горячо любил Отчизну и боролся за её свободу.
#БезСрокаДавности
#Ягоржусь
#ПоисковикиРФ